п. 2 ст. 16 Закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательнымприобретением иных товаров (работ, услуг). Но так ли хорошо это положение закона работает на практике?
Сам смысл, вложенный законодателем в указанную норму, безусловно понятен, логичен и направлен на защиту прав и интересов граждан, желающих приобретать только те товары, услуги, которые им действительно необходимы. Однако, ввиду отсутствия иных правовых регуляторов данного вопроса на практике установление такого запрета не привело к существенным результатам. Субъекты предпринимательской деятельности, завязанные на получение прибыли от реализации гражданам товаров, услуг и работ не готовы отказаться от получения дополнительного дохода от продажи смежной с основной продукции. В связи с чем «навязывание» потребителю ненужного ему продукта как таковое никуда не исчезло, видоизменились лишь юридические механизмы его реализации. Можно сказать, что такие субъекты предпринимательской деятельности перешли от «навязывания» к «вынуждению».
В качестве примера можно привести сферу страхования жизни и здоровья. Ни для кого не секрет, что ранее банки при оформлении кредита, будь то целевой или простой кредит на потребительские нужды, напрямую указывали условия получения кредита, которые обязан был соблюсти любой гражданин, для его получения, в том числе на необходимость заключения договора страхования жизни и здоровья, вплоть до указания на конкретные страховые компании, в которых должно быть осуществлено такое страхование. В настоящее время ситуация поменялась только на бумаге. Банки, выдавая кредит, предусматривают повышенную, существенно превышающую среднерыночную процентную ставку по кредиту, заемщик по которому не произвел страхование жизни и здоровья. Нет указания на конкретные страховые компании, но появились агенты страховых компаний, которые с одобрения банка осуществляют страхование непосредственно в месте оформления кредита. Зачастую такие одобренные банком страховые компании осуществляют страхование с взиманием страховой премии, которая существенным образом превышает среднерыночную.